Внеклассное мероприятие
«Древнейшая песнь материнства. Образ матери и ребёнка в литературе, музыке,
изобразительном искусстве».
- Здравствуйте. Сегодня мы хотим вам представить литературно – музыкальный проект,тема которого всем нам очень дорога и близка. И начать мы хотели бы нашу встречу с видеоролика.
Слайд. Видеоролик «Милая мама»
- Вы, наверное, догадались, о ком сегодня пойдет речь?
- Существует очень красивая и душевная притча о маме, которая позволяет нам понять истинное значение и предназначение этого слова.
За несколько дней до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, через несколько дней, меня отправят на Землю? Какая жизнь меня ждет на земле? Ведь я беззащитен и мал….
- Я пошлю тебе ангела, который позаботится о тебе и будет тебя ждать, - ответил Бог.
Малыш призадумался и вновь спросил:
- Это правда, что на Земле есть зло? Кто же меня защитит от него?
Бог сказал:
- Твой Ангел будет защищать тебя и ты будешь счастлив.
- Но я не знаю его языка, как же я пойму его? - спросил малыш.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса, и малыш в спешке спросил:
- Господи, скажи, как зовут моего ангела-хранителя?
- Его имя не имеет значения, ты будешь называть его МАМА!
Учащиеся. В картинах, в скульптуре, музыке, в рассказах и стихах.
Слайд. Некрасов
Слайд. Художники.
Слайд. Такие разные мадонны
Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благословением.
Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к временам Египта.
В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.
Слайд. Портрет Леонардо да Винчи.
К образу Девы Марии – Богоматери многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, - итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи.
Русский писатель, философ Дмитрий Мережковский посвятил ему стихи.
Слайд. «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»)
Леонардо создал настолько живой и обаятельный образ. Образ «Мадонны с цветком» внутренне лишен святости. Перед нами просто молодая мать, одетая и причесанная по моде XV века. Бесконечное очарование полотна в том, что оно воплощает прелесть и поэзию материнства.
Слайд. « Мадонна с младенцем»
Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны пушистые, вьющиеся волосы младенца. Взгляд его, не по-детски серьезный и внимательный, устремлен на зрителя. Картина написана темперой, придающей сочность тонам голубого платья и красного плаща Марии. Живой и гибкий силуэт вписан между симметрично расположенных окон, отчего композиция приобретает завершенность всех элементов картины, подчеркивает гармоничность образа матери.
Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение.
Слайд. Портрет Рафаэля Санти
Рафаэль был мечтателен и стремился воплотить в живописных образах представления о совершенстве мира и человека. Его произведения прославляют любовь и жертвенность как оправдание бытия. Как высшую цель существования. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля – созданную во Флоренции «Мадонну Конестабиле»
Слайд. «Мадонна Конестабиле»
Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом, лица и окутанных струящимся покрывалом плеч словно исходит предчувствие страдания. Тем же настроением проникнут и пейзаж – долина реки, холмы, гора с заснеженной вершиной. Целомудрием и душевной чистотой, прозрачной ясностью покоряет это маленькое тондо (так называется изображение, вписанное в круг)
В огромном музейном зале, в пышной золоченной раме, образ Мадонны, словно озаренной внутренним светом, невольно притягивает к себе. Вспоминаются строки Пушкина:
Слайд. «Сикстинская Мадонна»
2. Что она делает? (Держит на руках ребёнка)
3. Что она при этом чувствует? (Ласку, заботу, радость…)
4. Что вы чувствуете, когда смотрите на это полотно?
5. Посмотрите внимательно: как Мадонна держит ребёнка? Какое выражение лица у Девы Марии и Иисуса Христа? (Печальное, грустное, тревожное).
7. С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (Цвета и красок).
8. Полотно это носит название «Сикстинская Мадонна». Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил её черты, но в его памяти она осталась очень простой и доброй женщиной. В его Мадонне чувствуется печаль и тоска человека, не знавшего материнской ласки и тепла…
«Сикстинская мадонна» – самая известная картина Рафаэля. В ее основе лежит библейская легенда, которая прославляла великую силу материнства. Младенец – это Иисус Христос, а женщина — его мать Мария. Перед ними склоняются Святой Сикст (поэтому и называется картина «Сикстинская мадонна»), Святая Варвара, ангелы. Мария держит на руках младенца, прижимая его к себе, едва ступая по облакам навстречу трагической судьбе: ради счастья людей, Мария должна отдать им своего маленького Христа на страдание и муку. В последний раз с любовью прижимает его к себе. Печальны глаза матери, в предчувствии горестной судьбы сына. Взгляд Мадонны устремлен вперед, словно она провидит и крестный путь Иисуса, и свое страдание. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой.
В картине нет ничего случайного, незначительного. Образы Богоматери и святых убедительны и гармоничны. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Глядя вверх, ангелочки возвращают внимание зрителя к центральному образу.
Впервые религиозное полотно так прямо и непосредственно обращается к человеку.
Поэт Алексей Константинович Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки.
Музыка. Слайд. Живопись.
- Я надеюсь, что такое единение музыки и живописи оставило в вашей душе след.
Слайд. Икона.
Слайд. Фрагмент мультфильма о чудодейственной силе иконы Тихвинской Богоматери
Слайд.Песок.
- Сегодня мы говорили о тех чувствах, которые передают художники, поэты,
прославляя Материнство. Мы говорили о прекрасных Мадоннах Рафаэля и
Леонардо да Винчи, а музыка, которая в полной мере передаёт всю силу
материнства – это, конечно, произведение великого немецкого композитора
Франца Шуберта «Аве Мария», что значит «Славься, Мария»
- Я пошлю тебе ангела, который позаботится о тебе и будет тебя ждать, - ответил Бог.
Малыш призадумался и вновь спросил:
- Это правда, что на Земле есть зло? Кто же меня защитит от него?
Бог сказал:
- Твой Ангел будет защищать тебя и ты будешь счастлив.
- Но я не знаю его языка, как же я пойму его? - спросил малыш.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса, и малыш в спешке спросил:
- Господи, скажи, как зовут моего ангела-хранителя?
- Его имя не имеет значения, ты будешь называть его МАМА!
- Ребята, вы сейчас посмотрели небольшой видеофрагмент, в основе которого лежит вечная, самая прекрасная тема, к которой во все века обращались и художники, и поэты, и композиторы.
- Образ матери — великая тема искусства. И тема нашей встречи звучит так: «Древнейшая песнь материнства. Образ матери и ребёнка в литературе, музыке, изобразительном искусстве»
- Одной из вечных тем в искусстве является образ женщины, женщины – матери. Как вы думаете, ребята, почему?
- Да, ребята, вы совершенно правы. Мама — начало всех начал. Мама дает жизнь ребенку, ночами не досыпает, волнуется, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мама – это наш первый учитель. Мама – это наш самый близкий друг. Она всегда поймет и поможет, защитит от беды. Мама воспитывает в вас личность, хорошего человека.
Учащиеся. В картинах, в скульптуре, музыке, в рассказах и стихах.
- Молодцы. Композиторы, художники, писатели и скульпторы всего мира воспевали и воспевают женщину-мать. И сегодня мы познакомимся с такими шедеврами мирового искусства.
Слайд. Некрасов
- Великий русский поэт Н.А.Некрасов с любовью и благодарностью писал о маме: «О мать моя, во мне спасла живую душу ты», высоко оценивая значение матери в своей судьбе. Он всегда с ней советовался, мысленно беседовал даже тогда, когда ее уже не стало.
«Повидайся со мной, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила не любимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою,
Простояла ты, — грудью своей
Защищая любимых детей.
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила не любимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою,
Простояла ты, — грудью своей
Защищая любимых детей.
- Какие качества матери и чувства к ней раскрыл Николай Некрасов в этом небольшом отрывке?
- Молодцы, вы многое подметили. Самое дорогое, что есть у матери – это ее дети. Счастливый человек тот, кто знает материнскую любовь, заботу и ласку из самого детства. Мама каждую минуту помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Материнство всегда ассоциировалось со святостью.
Аве, Мария — лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей -
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария — лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Звучит в инструментальной аранжировке «Аве Мария» Ф.Шуберта.В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей -
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария — лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Слайд. Художники.
- Особый мир теплых и откровенных чувств открывается перед нами в
творчестве художников, посвятивших свои полотна изображению детей.
Трудно найти художника, которого бы не волновала и не увлекала эта тема:
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Ренуар,
Микеланджело и многие другие художники. Дети служили им источником
красоты и вдохновения.
Впервые в искусстве тема детей привлекает художников в эпоху Возрождения.
Слайд. Такие разные мадонны
- Эпоха Возрождения – это время расцвета культуры. И любимый образ художников и музыкантов этого периода – Мадонна или Пресвятая дева Мария.
- Образ Марии - матери Христа – это образ всех матерей.
Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благословением.
Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к временам Египта.
В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.
Слайд. Портрет Леонардо да Винчи.
К образу Девы Марии – Богоматери многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, - итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи.
Русский писатель, философ Дмитрий Мережковский посвятил ему стихи.
О, Винчи, ты во всем – единый:
Ты победил старинный плен.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О Леонардо, ты предвестник
Ещё неведомого дня
Ты победил старинный плен.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О Леонардо, ты предвестник
Ещё неведомого дня
Слайд. «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»)
- Одно из первых произведений, исполненных Леонардо в редкой для того времени технике – маслом, - перед вами. Это «Мадонна с цветком» написанная во Флоренции в 1472 году.
- Ребята, как вы думаете, а каков сюжет картины?
Леонардо создал настолько живой и обаятельный образ. Образ «Мадонны с цветком» внутренне лишен святости. Перед нами просто молодая мать, одетая и причесанная по моде XV века. Бесконечное очарование полотна в том, что оно воплощает прелесть и поэзию материнства.
- Интересна судьба этого шедевра. До XVII в. картина находилась в Италии, затем… неизвестно где. В 1842 году русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную позднейшими записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Н.Л.Бенуа, где и было установлено, что это – творение Леонардо. Вспоминаются знаменитые строки Пушкина….
Художник – варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Картина гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
В 1912г. «Мадонна Бенуа» (под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Картина гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Слайд. « Мадонна с младенцем»
- Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи, - « Мадонна с младенцем», именуемая Литта» (1490).
Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны пушистые, вьющиеся волосы младенца. Взгляд его, не по-детски серьезный и внимательный, устремлен на зрителя. Картина написана темперой, придающей сочность тонам голубого платья и красного плаща Марии. Живой и гибкий силуэт вписан между симметрично расположенных окон, отчего композиция приобретает завершенность всех элементов картины, подчеркивает гармоничность образа матери.
Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение.
В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд.
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет – кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество,
-Не все ль равно? Она когда – то
Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Лита
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд.
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет – кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество,
-Не все ль равно? Она когда – то
Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Лита
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.
Слайд. Портрет Рафаэля Санти
- Когда волны житейского моря захлестнут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем. Или обратитесь к творениям другого известного живописца эпохи Возрождения – Рафаэля Санти. За приверженность к теме материнства, современники прозвали его «мадоньеро» - «изображающий Мадонн».
Рафаэль был мечтателен и стремился воплотить в живописных образах представления о совершенстве мира и человека. Его произведения прославляют любовь и жертвенность как оправдание бытия. Как высшую цель существования. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля – созданную во Флоренции «Мадонну Конестабиле»
Слайд. «Мадонна Конестабиле»
Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом, лица и окутанных струящимся покрывалом плеч словно исходит предчувствие страдания. Тем же настроением проникнут и пейзаж – долина реки, холмы, гора с заснеженной вершиной. Целомудрием и душевной чистотой, прозрачной ясностью покоряет это маленькое тондо (так называется изображение, вписанное в круг)
В огромном музейном зале, в пышной золоченной раме, образ Мадонны, словно озаренной внутренним светом, невольно притягивает к себе. Вспоминаются строки Пушкина:
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
Слайд. «Сикстинская Мадонна»
- А вот еще одна большая алтарная картина, написанная Рафаэлем в 1515 – 1519 гг. по заказу монастыря Святого Сикста в Пьянченце (Италия). Ныне она под названием «Сикстинская Мадонна» экспонируется в Дрезденской галерее.
- Ребята, внимательно всмотритесь в картину Рафаэля.
2. Что она делает? (Держит на руках ребёнка)
3. Что она при этом чувствует? (Ласку, заботу, радость…)
4. Что вы чувствуете, когда смотрите на это полотно?
5. Посмотрите внимательно: как Мадонна держит ребёнка? Какое выражение лица у Девы Марии и Иисуса Христа? (Печальное, грустное, тревожное).
- – Почему? Давайте вспомним предание. Уже при рождении младенца Мария
знала о той страшной участи, которая ожидает её сына. Именно Иисус
должен подарить людям бессмертие, отдав взамен жизнь. Как вы думаете,
что теперь чувствует Мадонна? (Боль, жалость, сострадание, горечь, вместе с тем гордость и величие).
7. С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (Цвета и красок).
8. Полотно это носит название «Сикстинская Мадонна». Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил её черты, но в его памяти она осталась очень простой и доброй женщиной. В его Мадонне чувствуется печаль и тоска человека, не знавшего материнской ласки и тепла…
«Сикстинская мадонна» – самая известная картина Рафаэля. В ее основе лежит библейская легенда, которая прославляла великую силу материнства. Младенец – это Иисус Христос, а женщина — его мать Мария. Перед ними склоняются Святой Сикст (поэтому и называется картина «Сикстинская мадонна»), Святая Варвара, ангелы. Мария держит на руках младенца, прижимая его к себе, едва ступая по облакам навстречу трагической судьбе: ради счастья людей, Мария должна отдать им своего маленького Христа на страдание и муку. В последний раз с любовью прижимает его к себе. Печальны глаза матери, в предчувствии горестной судьбы сына. Взгляд Мадонны устремлен вперед, словно она провидит и крестный путь Иисуса, и свое страдание. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой.
В картине нет ничего случайного, незначительного. Образы Богоматери и святых убедительны и гармоничны. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Глядя вверх, ангелочки возвращают внимание зрителя к центральному образу.
Впервые религиозное полотно так прямо и непосредственно обращается к человеку.
Поэт Алексей Константинович Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки.
Склоняясь к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
Рафаэль восславляет величие женщины, способность во имя высшего долга пойти на жертву. Мария предстает как идеал материнства.Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
- Как вы понимаете это слово – идеал? Что в себя включает идеал материнства, идеал женщины?
- Если бы вы были композиторами, ребята, какую бы музыку вы создали, посвятив её маме?
Музыка. Слайд. Живопись.
Слайд. Икона.
- Богоматерь, божия матерь, пресвятая дева, владычица, царица небесная, дева Мария, пречистая дева, богородица. Очень много имен у Святой Марии. Богородице посвящают свои произведения художники, скульпторы, поэты и композиторы. Образ матери часто можно встретить на иконах.
- А что же такое икона? И почему Святую Марию изображают не как портрет, а как икону.
- Действительно, икона – это религиозная картина Святой образ Богородицы при вере в него вершит чудеса – исцеляет, защищает, помогает. Очень хочется подтвердить свои слова фрагментом мультфильма о чудодейственной силе иконы Тихвинской Богоматери.
Слайд. Фрагмент мультфильма о чудодейственной силе иконы Тихвинской Богоматери
- Ваши впечатления от увиденного. Спасибо за ваши эмоциональные впечатления. Действительно, если очень верить – чудо происходит. Богородица, как мама – оберегает, защищает всех, исцеляет, дает совет и наставляет на разумные действия.
Слайд.Песок.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
Комментариев нет:
Отправить комментарий